Онлайн школа «Алгоритм»




ИНТЕРНЕТ ПОЗВОЛЯЕТ УЧИТЬСЯ У ЛУЧШИХ

Опросы, проведенные Ericsson ConsumerLab в школах, показали, что школьники активно пользуются мобильными телефонами для самостоятельной подготовки к урокам и общения в процессе обучения. Самые востребованные приложения — Facebook, MSN Messenger и Skype.

Кроме того, ученики охотно пользуются Google Docs для совместной работы над документами. Разумеется, все они пользуются и электронной почтой, и мессенджерами, а также регулярно созваниваются друг с другом в процессе подготовки к урокам.

Согласно прогнозу аналитиков Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50 процентов населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн.

С развитием Интернета образование становится публичным. Любое действие в этой области, от видеозаписи хорошей лекции до слабого доклада на конференции, находится под увеличительным стеклом. «И это значит, что становятся видными и сильные, и слабые стороны существующей системы. Появляются вузы, которые создают отделы научной и образовательной коммуникации и используют Интернет, чтобы дополнительно привлекать внимание к себе. По сути дела, мы видим рождение нового тренда — образование как медиа.

Становятся все популярнее академические массовые онлайн-курсы. Ведущие вузы бесплатно обучают десятки тысяч людей по самым разным дисциплинам: от генетики до небесной механики. Прежде чем выбрать бакалавриат или магистратуру, можно онлайн пройти базовый курс по предмету, познакомиться с автором и пройти тестирование. Так перестраивается вся система профориентации.

Ведущие вузы бесплатно обучают десятки тысяч людей по самым разным дисциплинам: от генетики до небесной механики.

Есть также некоммерческие онлайн-проекты. «В их числе образовательный проект edX, основанный Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом, — рассказывает старший консультант по развитию бизнеса Ericsson в регионах Северная Европа и Центральная Азия Евгений Уткин. — Проект позволяет получать образование дистанционно в интерактивном режиме. Не менее популярна образовательная платформа Coursera, в рамках которой различные курсы читают профессора 30 ведущих университетов мира. С помощью Coursera любой желающий может дистанционно учиться у преподавателей Принстонского и Стэнфордского университетов».

Автор книги «Викиномика: как массовое сотрудничество изменяет все» Дон Тапскотт уверен, что если раньше выпускники учебных заведений выходили из них полностью подготовленными, то сейчас знаний, полученных в вузах, хватает лишь на 15 минут. Люди приобретают новые знания на протяжении всей жизни, причем процесс обучения идет практически ежедневно. Интернет способствует этому, поскольку упрощает и ускоряет получение знаний. Благодаря ему можно учиться как самостоятельно, так и с помощью преподавателей ведущих университетов мира. Интернет делает процесс обучения необременительным как в плане физических, так и в плане финансовых затрат, и эта тенденция сохранится и в будущем.

Обнародован проект создания при МГУ Технологической долины
Очень важным элементом онлайн-образования сегодня является развитие адаптивного обучения, то есть, по сути, персонализированного, когда система сама выстраивает индивидуальный план обучения на основе того, с каким заданием человек справляется и какие ошибки совершает. Можно предположить, насколько повысится эффективность обучения, если в течение курса человека будет сопровождать такой персональный помощник.
Если раньше мы наблюдали преимущественно количественное влияние на образование (рост цифрового контента и возможностей его потребления), то теперь нас будут чаще ждать качественные изменения, считают эксперты. «Стоит выделить сегмент дистанционного обучения. Несмотря на появление возможностей учиться посредством мобильных и видеотехнологий, этот сектор не совсем оправдал возложенные на него ожидания и сейчас сильно проигрывает своему реальному конкуренту, — считает Евгений Уткин. — Появление таких технологий, как 5G, может оказать революционное влияние на индустрию в целом. Возможности использования виртуальной или дополненной реальности, развитие „тактильного Интернета“ смогут кардинально повлиять на процесс обучения».

Конечно, помимо достоинств, у Интернета как инструмента для получения образования есть и недостатки. Например, социальные сети не только помогают, но и мешают учебе. Подростки в возрасте 15−18 лет легко увлекаются и, зайдя в Facebook «на минутку», многие теряют в социальной сети массу времени, общаясь на темы, не касающиеся учебы. Уведомления, поступающие от различных приложений, реально отвлекают от учебы и вредят дисциплине. Возможность учиться и развлекаться с помощью Интернета в любое время и в любом месте зачастую разрушает границы между этими двумя занятиями. Чтобы преодолевать соблазны, требуются жесткая дисциплина и собственная стратегия по разграничению времени. «Кроме того, возникает ложное ощущение доступности знаний и легкости их усвоения. Но это далеко не так, — отмечает Яков Сомов. — С одной стороны, предстоит создать колоссальное количество качественного образовательного контента, с другой стороны, обучение — процесс трудный. Чтобы стать специалистом в серьезной области, нужно потратить годы. Ведь чтобы рассуждать о гравитационных волнах, достаточно посмотреть пару видеороликов. Но если вы хотите заниматься наукой в этой области, — прямая дорога в вуз».

В любом случае интеграция традиционного и онлайн-образования неизбежна, считают эксперты. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2008 года Пол Кругман заявил: «Шаг за шагом все, что может быть оцифровано, скоро будет оцифровано». Исходя из этой логики, нам нужно просто признать, что в какой-то момент все книги будут оцифрованы, все лекции записаны на видео, а конспекты будут создаваться автоматически с помощью приложений на телефоне. «А значит, нам требуется строить не просто систему обучения, но и систему навигации по всем этим образовательным ресурсам», — заключил Яков Сомов.

Сегодня новации — это не Интернет, а мобильное обучение. И в этом смысле, конечно, уместно говорить о сочетании традиционного и онлайн-образования. Ключевым трендом стало формирование нового традиционного (т.е. созданного в Интернет-среде) образовательного контента, а также четкого понимания, что целью всех дальнейших инноваций является повышение качества обучения. Конечно, та же платформа Coursera и другие подобные инструменты облегчают доступ к образовательным ресурсам, но, по сути, эти ресурсы — не что иное, как электронная библиотека, а не учебный процесс. Между тем главная задача — это именно образовательный процесс, в котором будут и библиотечные ресурсы, и инструменты взаимодействия между преподавателями и учащимися, и механизмы оценки приобретаемых компетенций.