Я верю в некоторую схему обучения айтишников, ее можно описать как «2+2+2+2+2». Это означает, что вы приходите в ВУЗ и первые 2 года изучаете некую специальность, например, Java-программирование. Чтобы стать Java-программистом, двух лет вам будет достаточно — такой прикладной бакалавриат. Дальше вы на два года идете работать и там разбираетесь, насколько дальше вам, по вашим природным данным, нужно вообще продолжать учебу.
После этого вы возвращаетесь в ВУЗ, учитесь там еще два года, фактически заканчиваете бакалавриат. Потом опять идете работать. За эти два года вы выясняете, насколько вас интересуют научные исследования, и в этом случае вы уже поступаете в магистратуру и учитесь.
Я являюсь сторонником подхода, когда между блоками обучения вы реально работаете и понимаете, нужно оно вам или нет.
Еще лучше, когда между школой и поступлением в вуз люди тоже работают, то есть, «1+2+2+2+2+2», не 10, а 11 лет. Такая схема будет даже более жизненной.
От специальности это не зависит, будь вы программист, тестировщик, продакт-менеджер, аналитик. Вы везде можете достичь очень высокого профессионального уровня, в любом случае будете востребованы на рынке труда. Ваша траектория должна быть выстроена исходя из ваших конкретных ожиданий, а всех стричь под одну гребенку я бы не стал.