Онлайн школа «Алгоритм»




Профессиональное будущее: меняем стратегии выбора

Выбор профессии — одно из самых важных решений в жизни каждого человека. При этом явную склонность к какой-то сфере деятельности обнаруживает в школьные годы лишь каждый пятый подросток. Что делать остальным? Как определиться с собственными сильными сторонами, интересами и предпочтениями? Коуч по профориентации, сертифицированный специалист Strong Interest Inventory (ведущий международный психометрический инструмент по профориентации и карьерному консультированию) Юлия Пасс считает, что несмотря на отсутствие универсального средства, в сфере профессионального ориентирования сегодня существуют эффективные инструменты, помогающие сделать этот непростой выбор.
Юлия Валерьевна, изменились ли подходы при выборе профессии у сегодняшних старшеклассников и их родителей? Какие ошибки чаще всего совершают родители, ориентируя детей на ту или иную область деятельности?
Родителям сейчас очень сложно. Прежние стратегии выбора профессионального будущего безнадежно устарели. Если раньше главным было выбрать хороший вуз, который мог обеспечить надежной работой на десятки лет, то сейчас на нас хлынул поток неструктурированной информации — появились новые индустрии и профессии, с невероятной скоростью начали развиваться технологии. Мир стал глобальным. На сегодняшний день существует свыше 40 000 профессий, ежегодно появляются около 300 новых и примерно столько же исчезает. Люди пытаются сориентироваться в этом быстро меняющемся мире, найти понятные опоры: к примеру, сейчас всем нужны программисты, у них большие зарплаты — наверное, есть резон двигаться в этом направлении?

Госкорпорации занимают 70% — может, стоит ориентировать ребенка на получение профессии в сфере государственного управления? Родители прикидывают, куда они смогут «устроить» ребенка в будущем, ищут сферы, где есть знакомые, способные как-то помочь, или настаивают, чтобы ребенок пошел по их стопам, потому что это понятный им путь и можно «подстелить соломку», а все эти «диджитал», «фриланс», «маркетинг соцсетей», «блокчейн», «криптовалюта» и прочая виртуальная реальность не внушают доверия. Эти новые специальности не кажутся им надежным и долгосрочным источником дохода.
Какие из методов профессионального ориентирования, существующих на сегодняшний день, способны помочь подростку определиться с выбором?
Выбор — это путь, его нельзя сделать один раз и навсегда. И ребенка нужно прежде всего учить делать этот выбор. Он должен понимать, что выбирать из многих вариантов — это нормально и даже хорошо, должен учиться справляться с ситуациями неопределенности, в которых нет однозначно верного ответа, должен учиться искать ответы. Тестирование способно помочь ему проверить собственные гипотезы о профессии или же сузить круг профессий до обозримого количества. Сориентироваться в круге профессий, понять тренды, оценить способности и интересы, «проявить картинку» — поможет карьерный консультант. Подростку также будет очень полезно своими глазами увидеть, как работают компании, поговорить с людьми, ощутить атмосферу, примерить на себя разные профессии. Поучаствовать в мастер-классах, сделать что-то своими руками и решить, готов ли он иметь дело с этим в дальнейшем. Полезно будет поиграть в бизнес-игры, пройти стажировку в компании. Словом, получить максимум разнообразного и практического личного опыта. Тогда мир профессий станет для подростка более реальным, понятным, он уже сам сможет оценить, что ему нравится, а что нет. У него появится почва под ногами, и предстоящий выбор станет не таким страшным.
Есть дети, у которых уже с младших классов проявляется склонность к спорту, творчеству, или, скажем, математике. Но так везет далеко не всем. Многие до последнего не могут определиться с предпочтениями. Как родителям разглядеть наличие интереса, склонностей и способностей ребенка?
Таких «неопределившихся» детей — 80%. Есть гипотеза, что в будущем конкретные профессии вообще перестанут существовать, востребованы станут наборы способностей и умений, которые будут применяться в самых разных областях деятельности. Это не лишено смысла — к примеру, маркетологи в разных компаниях уже сейчас занимаются совершенно разными вещами. В одних компаниях упор делается на аналитику, цифры и данные, в других — на разработку креативных идей по продвижению. Отбирая людей на вакансии, HR прежде всего обращает внимание на способность и готовность кандидата справится с функционалом, который подразумевает должность.

Очень важно знать себя, анализировать свои желания и возможности. Нас учат постигать внешний мир, но мы с трудом осознаем собственные сильные стороны, интересы, мотиваторы. Часто то, что дается легко, мы даже не замечаем и не ценим — у одних это умение общаться с людьми, легко заводить знакомства, вдохновлять других, у других — дар чинить все, что вышло из строя… Вопросы о себе — всегда трудные вопросы. Нам легче назвать то, чего у нас нет, объяснить, почему мы не способны к той или иной работе, чем выделить свои по-настоящему сильные стороны. А у родителей нередко в головах формируется своя картина — мы хотим, чтобы ребенок стал программистом, юристом, финансистом, а у него едва 4 по математике, он не усидчив, не любит копаться в деталях и не дружит с цифрами. Это воспринимается как препятствие на пути к цели. И вот уже нанимается армия репетиров — ребенка надо «дотянуть». А то, что он, к примеру, «сколотил» свою музыкальную группу, что они репетируют и уже вполне успешно выступают, выкладывают записи и «набирают просмотры» — это не воспринимается всерьез — это же временный интерес, пройдет, и вообще, нельзя же всерьез рассматривать детское увлечение как будущую работу…
Сейчас много говорят о «Навыках 21 века», предпринимательстве, интерес к которому стоит стимулировать с младших классов. Как и в какой последовательности, на Ваш взгляд, надо развивать эти навыки?
Не думаю, что важна именно последовательность. Гораздо важнее фокус внимания и регулярность усилий. Ребенок, желающий выучить английский, занимается регулярно — с преподавателем, в школе, на курсах, в летнем лагере. Но и любой другой навык требует постоянной и разнообразной активности. В том числе навык предпринимательства, который точно понадобится вашему ребенку. Может быть, ему не придется управлять собственным бизнесом, но он постоянно будет сталкиваться в жизни с ситуациями, требующими этого навыка — что-то предпринимать. Чем больше практики, тем лучше — в виде участия в бизнес-играх, проектной деятельности — отлично, если это будет разработка и реализация собственных самостоятельных проектов, занятий в школах юных предпринимателей.

Неважно, какую профессию выберет ребенок, ему в любом случае понадобится умение доводить начатое до конца, договариваться с разными людьми, принимать решения, быть настойчивым, учиться новому, преодолевая рутину. Все эти навыки важны и сейчас, и останутся в 21 веке. Вне зависимости от выбранной профессии. Пожалуй, новый универсальный навык XI века — это умение кодировать, он станет таким же необходимым, как читать, писать и считать в XX веке.
Если о некоторых профессиях – к примеру, врача или учителя, школьники имеют какое-то представление, то чем в реальности занимаются экономист, инженер, юрист, даже банкир или менеджер, представляют далеко не все. К тому же содержание многих профессий быстро меняется вслед за требованиями рынка труда или развитием технологий, появляются новые сферы деятельности. Где старшеклассник может узнать, какие специальности существуют, какие из них востребованы на рынке труда и каких компетенций потребует от него та или иная специальность? И как узнать о «профессиях будущего»?
Ничего лучше практики не существует. Экскурсии в компании позволяют посмотреть, как работает современный бизнес, поговорить с профессионалами, узнать, в каких специалистах заинтересованы компании сегодня, и кто потребуется им в будущем. Надо ходить на мастер-классы, получать полезные навыки — программирования, работы с презентациями, формирования бюджета и другие востребованные сегодня умения.

Универсального средства, которое могло бы сразу и навсегда решить проблему выбора профессии, не существует. Но есть разные инструменты профориентации, способные помочь сделать этот важный выбор.
7 эффективных инструментов для выбора профессии:

  1. Тестирование. Оно позволит выявить сильные стороны ребенка, очертит круг профессий, где эти качества востребованы, даст идеи для размышления. Надо понимать, что тесты – это общий подход, «широкая воронка», но учитывать детали и нюансы тест не способен.
  2. Консультирование. Эксперт по карьере поможет более детально взглянуть на способности, интересы, предпочтения и конвертировать их в профессии, сузит выбор до двух-трех потенциальных сфер деятельности. Он также сможет подсказать, какие профессии более востребованы, где лучше учиться, какое дополнительно образование стоит получить.
  3. Экскурсии в компании. Такие экскурсии дают живое представление о работе. Именно таким образом можно узнать, чем конкретно занимаются разные специалисты, какие особенности имеет каждая должность, как связаны между собой профессии. Во время посещения предприятий подросткам дают возможность понять, что ждет их после школы и какими задачами может быть наполнена их взрослая жизнь.
  4. Мастер-классы. Такая форма знакомства с профессией предполагает погружение в конкретную сферу деятельности и овладение пусть простым, но вполне профессиональным навыком.
  5. Бизнес-игры. Они помогают понять, как работает бизнес, позволяют примерить на себя разные роли и проиграть разные сценарии, узнать, какие решения приходится принимать финансистам, логистам, маркетологам, менеджерам по персоналу — и как эти решения влияют на развитие бизнеса.
  6. Школы профессий. Школы бизнеса, программирования, журналистики и прочие – это более глубокое погружение в профессию и профессиональную среду. Помимо необходимых навыков, они дают еще и осознание – «хочу ли я этим делом заниматься всю жизнь»?
  7. Стажировки. Дают возможность наиболее плотного знакомства с профессиональной средой, побыть среди профессионалов, увидеть плюсы и минусы выбранной работы.