Онлайн-школа «Алгоритм»
м. Таганская, Земляной вал 54с2 м. Лубянка, Новая площадь, 8/2
8 499 112-2545 info@odoportal.ru

Преподаватель математики Евгений Павлович Мошкин

Вам не освоить математику? Уверены? Преподаватель Евгений Павлович Мошкин как истинный математик доказал нам, почему быть такого не может и как сделать вас фанатом этой науки. В интервью мы также поговорили о силе онлайн-обучения в школе «Алгоритм», о том, как пластилин помогает освоить геометрию, и почему главное в обучении — понимание, а не зубрежка.

Бонус: фильмы и YouTube-каналы, чтобы навсегда влюбиться в математику


Я учился в МГУ, закончил химфак, потому что в школе любил химию. У меня была классная учительница, она научила меня думать, мыслить. Я ей очень благодарен. А в университете мне еще показали красоту математического анализа. Я осознал, что математика — это мощно. И дипломную работу писал уже по направлению физической химии, сегнетоэлектрики. Это была полностью расчетная работа, я ничего руками не делал. Было здорово, я получал удовольствие от процесса вычислений. В итоге по окончании университета я выбрал профессию учителя математики, так как люблю эту науку и люблю преподавать, доносить смыслы — можно сказать, для меня звезды сошлись в этой специальности 😉

Работа в школе «Алгоритм» привлекла меня:

  • маленькими классами и небольшим количеством часов занятий

Это серьезный плюс — дети меньше устают, они не так измождены программой. А потому они легче улавливают материал, с ними проще общаться, объяснять. Мне как педагогу очень нравятся сокращенные программы, экстернат.

  • контингентом учеников

Дети в «Алгоритме» — очень интересные личности: актеры, спортсмены. С ними всегда есть, что обсудить.

Сейчас в школе стало уделяться много внимания онлайну, студийным записям уроков. Очень современно. У нас есть специалист, который развивает это направление. Появляется много классных вебинаров, онлайн-уроков в студиях Jalinga с таким техническим оснащением, которое едва ли есть у других школ. А еще важнее, что мы правильно используем эту технику, на всю мощь, инновационно, с пользой для детей.

Математику преподаю и онлайн, и очно:

  • очно обучать удобнее, привычнее, очный контакт — один из самых продуктивных, на мой взгляд;
  • онлайн обучение дает нам всем экономию времени, удобство работать из любой точки мира. А сложные темы можно объяснить на дополнительном вебинаре, тогда у ребят все укладывается в голове.

Вообще для уроков есть стандартная схема, не я ее придумал: актуализация знаний → прохождение новой информации → отработка новой информации → завершение урока, рефлексия. Внутри этой схемы я часто импровизирую. Потому что, возможно, я-то наметил пойти по схеме и пройти новую тему, а ребята не поняли фундаментальную концепцию, без которой новой темы не освоить. Нет никакого смысла идти дальше, поэтому возвращаемся и закрепляем.

Часто на уроках я рассказываю факты о математике, астрофизике, Вселенной. Потому что математика есть отражение красоты мира. Та же самая гипотеза Пуанкаре, которая долгое время оставалась без ответа, а потом наш российский ученый Григорий Яковлевич Перельман ее доказал. Теперь она стала теоремой Пуанкаре-Перельмана. То есть буквально 10 лет назад была доказана теорема тысячелетия, которая объясняет устройство Вселенной. Разве не захватывающе?

Я не верю в то, что есть люди с гуманитарным или техническим складом ума. Наше сознание границ не имеет. И если математика ребенку не дается, значит, у него где-то было пропущено фундаментальное ядро знания, потерялось звено в понимании. И задача учителя — вычислить это звено и объяснить его так, чтобы учащийся понял. Именно понял, как это работает, а не просто запомнил формулу.

Впечатление, что математика не дается, появляется, когда таких звеньев пропущено много, да еще и давно. Вот и приходится пробираться к первому звену. Это процесс долгий, но он того стоит. Уверен, что каждый человек способен понять математику и любую науку вообще.

Ребятам сложнее всего дается тригонометрия. Она не совсем интуитивна, там очень много формул. И классический подход заставляет их заучить. Это не совсем верно. Если понять, как они выводятся друг через друга, то их учить не нужно. Достаточно понять алгоритм. А если зубрить — то все забудется сразу после контрольной.

Нелегко дается школьникам и геометрия. Хотя это совершенно особенная область математики, сродни игре. Я ее очень люблю. Если в алгебре ты можешь применить алгоритм и, даже не совсем понимая как это работает, придешь к правильному решению. С геометрией этот номер не пройдет. Можно знать все теоремы для решения, а все равно не сложить эту головоломку.

При изучении стереометрии (геометрии в объеме) я приношу пластилин и спички. И мы на уроках строим фигуры. На плоскости неясно что и как работает. А на фигурах проще объяснить школьникам. Так что формируем пространственное воображение.

Кстати, знаете, как появилась геометрия, зачем она была нужна в древнее время? Оказывается — не только для строительства. Я рассказываю школьникам, что во времена, когда не было Instagram, геометрия была развлечением. Собирались ученые мужи в тогах и решали геометрические задачи. Было весело.

Это и сейчас круто — порешать геометрические задачи. Важно только взять уровень чуть сложнее своего, поразмыслить и сложить этот пазл. Процесс решения — чистое творчество, он отлично прокачивает креативную сторону мышления.

Подготовке к ОГЭ и ЕГЭ на уроках уделяем довольно много времени. Хотя я не разделяю, что есть математика фундаментальная, а есть — ОГЭ и ЕГЭ. Мы сначала проходим концепцию, понимаем, почему это решается так, а не иначе. Смотрим на конкретных примерах. А когда мы разобрались, смотрим, как эта концепция или формула поможет нам на экзаменах.

Я больше всего люблю, когда человек понимает. Не заучил, а именно понял. Это очень приятное и понятное мне чувство. Особенно, если выдалась сложная тема, вы вместе бьетесь, бьетесь, и вдруг кого-то из класса озаряет. Когда ученики поняли, это стало их, навеки, у них образовался новый нейронный маршрут, они уже не смогут это забыть. Потому что с пониманием при необходимости можно вывести любую формулу.

Люблю работать с детьми, пошутить с ними, посмеяться. У меня на уроках царит, скорее, расслабленная атмосфера. Кстати, она не мешает результатам — в моих классах они высокие. Я думаю, что она даже наоборот, помогает: расслабленный человек не боится ошибаться, думать, высказывать предположения.

Я горжуь поступлениями своих учеников в топовые вузы: МГУ, Вышку.

Еще горжусь Кристиной, девочкой, которая до 10 класса была уверена, что она гуманитарий. А в 10 классе, когда училась у меня, решила пойти получать естественнонаучное образование. Насколько я знаю, она сейчас учится в Бауманке, у нее все получилось. Это я с гордостью вспоминаю 😉

Чтобы влюбиться в математику, есть прекрасные просветительские YouTube-каналы: Алексей Савватеев, Артур Шарифов, Дмитрий Побединский. Рассказывают классные современные вещи о прошлом и настоящем математики. Если хочется художественных фильмов, посмотрите «Одаренную» про девочку с математическим способностями, ну или классику — фильм «Умница Уилл Хантинг». Почитать рекомендую «Что такое математика?» Р. Куранта и Г. Роббинса. Пожалуй, это лучшая книга о математике, она начинается с основ, но приходит на серьезный уровень и помогает понять, чем живет математика сейчас.

Я сам люблю смотреть популяризаторов, читаю книжки околоматематические, углубляю знание математики. Могу порешать олимпиадные сборники или открыть том Зорича «Математический анализ». Но, в принципе, практики с детьми хватает. Школьная математика становится безгранично понятной, и это здорово.

Как учитель ты должен понимать предмет в 50 раз шире учеников, чтобы видеть взаимосвязи и донести их до ребят.

В свободное от работы (и проверки заданий) время у меня масса увлечений. Люблю путешествовать, хожу в походы в горы, занимаюсь музыкой: играю на барабанах, на гитаре — в студенчестве играл в рок-группе. Больше всего люблю ударные. Люблю спорт, занимаюсь ежедневно, играю в шахматы, у меня первый разряд с детства. Иногда и с учениками можем сыграть. Вообще люблю жить. Классное времяпрепровождение 😉